Единое окно в Европу

ЕвропаПроблемы эффективности работы разрешительной системы, качества административных услуг, практической реализации так называемого «единого окна» и доступности правовой информации продолжают быть актуальными для большинства предпринимателей.

Меняется ли что-то в этой сфере? С таким вопросом газета "Портмоне" обратилась к Виталию Лысенко, управляющему партнеру компании «ИС-Консалтинг».

 

 



Больное место

Согласно ежегодному изданию Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), по итогам 2008 года Украина заняла 139 место среди 178 стран, проанализированных с точки зрения простоты ведения бизнеса. Причем общее положение дел, по сравнению с 2007 годом, по мнению международных экспертов, практически не изменилось.

При определении этого рейтинга берутся во внимание, в частности, время и стоимость соблюдения требований государства по оформлению нового предприятия, получения лицензий и разрешений для его деятельности, ведению внешнеторговых операций, налогообложению и закрытию предприятия. Наихудшее место (177-е из 178-ми) Украина занимает в «налоговом» рейтинге. В рейтинге «лицензионном» мы на целых 3 места выше – на 174-м.

По другому недавно обнародованному рейтингу «бизнес-привлекательности» – журнала  «Forbes» –  Украина заняла 97-е место (всего здесь оценивали, если мне не изменяет память, 128 стран). Соседями нашего государства в рейтинге стала Нигерия, разделившая с Украиной 97-ю позицию, и Парагвай, занявший 98-е место.

Эксперты подсчитали, например, что украинскому предпринимателю для того, чтобы получить все строительные разрешения, в среднем необходимо пройти 29 процедур и потратить 429 дней.

Во всем мире бизнесмены обращаются к государственным и муниципальным органам за получением всяческих разрешений: на землю, на строительство, на открытие  предприятия, на организацию торговых точек и других объектов и т.д. Так, в США, где до кризиса сложилась чуть ли не самая либеральная банковская система (об этом уже знают по всему миру), в большинстве штатов при открытии филиала банка требовалось подать, среди прочих документов, обоснование его социальной востребованности, т.е. что жители данного района или квартала действительно нуждаются в еще одном банковском учреждении.

Проблема не только в том, какие документы и в каком количестве нужно оформить, но и в том, кто их рассматривает, сколько времени и каким образом принимает решение. Органы власти (простите за каламбур) разрешают «разрешительные» вопросы и оказывают административные услуги по-разному. Соответственно по-разному чувствуют себя и предприниматели в отношениях с государством. Поэтому одни страны находятся на первых местах в рейтинге благоприятности для ведения бизнеса, а другие – во второй сотне.

На конечный результат существенно влияют процедуры выдачи документов, качество и оперативность работы разрешительных органов, отношение к клиенту – получателю административной услуги. Вот здесь как раз испытываем на себе очень сильные отличия в том, как у нас и как «у них».


Закон есть закон?

В соответствии с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (действует с 2006 года) к документам разрешительного характера относятся: разрешения, заключения, согласования, свидетельства и другие документы, которые дают право субъекту хозяйствования заниматься определенной деятельностью или совершать какие-то действия. Причем вопросы лицензирования и некоторые другие – регулируются отдельно.

Основная идея, заложенная законодателем, заключается в том, чтобы разрешительная система была устроена во всей стране по единым принципам – организационным, методологическим и процедурным. По возможности все разрешительные документы должны выдаваться через единые разрешительные центры и, так сказать, «оптом» – за  1-2 прихода предпринимателя. Вот суть «единого окна». Почти три года понадобилось для того, чтобы понять одну простую истину: сами по себе реформы не происходят – ими нужно заниматься.

Формально единые разрешительные центры организованы в Запорожье, в районах и нескольких городах области еще 2-3 года назад. По этому поводу даже принималось отдельное распоряжение губернатора. Одним из первых и самым активным стал город Бердянск, где соответствующий проект был реализован при поддержке международных грантовых организаций. На практике «единые окна» работают по-разному и, как мы все ощущаем на себе, пока что не слишком эффективно. Из областных центров Украины в этой сфере некоторый позитивный опыт (да и то не так давно) имеет, например, город Винница.

По разным данным, сейчас у нас выдается около 100 видов разрешительных документов. На самом деле намного больше, потому что у каждого документа – свои процедуры, разрешительные органы, дополнительные (сопутствующие, предварительные) документы и разная стоимость. Если учесть, что в каждом районе и городе все это может различаться между собой, то даже в пределах одной Запорожской области предпринимателю приходится иметь дело с несколькими сотнями процедур или этапов получения разрешительных документов, и фактически с таким же количеством документов.

Обычно выдача разрешительных документов сопровождается проведением экспертиз, обследований, сверок, составлением необходимых заключений и проведением других информационно-технических мероприятий. Естественно, в связи с этим практически все административные услуги являются сегодня платными. Плата различная: от нескольких десятков до нескольких – говорят – тысяч гривень. Тарифы на административные услуги зависят от их себестоимости, разумной (или неразумной) рентабельности, уровня монополизации рынка. На сегодняшний день тариф в значительной мере определяется коммерческими аппетитами тех организаций или предприятий, которые оказывают услуги.


Изменения грядут

Справедливости ради, следует отметить, что уже с начала этого года проявилась тенденция к улучшению ситуации в разрешительной системе, по крайней мере, в вопросах, связанных с нормативно-правовым регулированием. Впрочем, проблема так называемого правоприменения (т.е. действий властей по практическому применению существующих правовых норм) и связанная с этим «разруха» находится не в документах, а в головах, как сказал бы профессор Преображенский.

Решению вопроса неожиданно помог все тот же кризис. Предприниматели, со своей стороны, захотели поменьше времени тратить на общение с разрешительной системой. С другой стороны, ограничения в финансировании и общее снижение платежеспособности, как ни странно, вынуждают государство заняться оптимизацией. Евроинтеграция худо-бедно продолжается, и, конечно же, выборы опять нечаянно нагрянули. Это всем известный повод для улучшения бизнес-климата хотя бы в отдельно взятой области.

21 мая этого года Кабмин принял постановление № 526 «О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» (рекомендую с ним ознакомиться). Также разработаны проекты Указа Президента и нового Закона Украины, которые направлены на повышение качества административных услуг и улучшение работы разрешительной системы (они обсуждались на открытом совещании в облгосадминистрации).

Кроме нормотворческих инициатив, в Запорожской области разрабатывается специальный проект в этой сфере. Проект имеет краткое название «Прозорий дозвіл» и – после получения финансовой и организационной поддержки – будет направлен на решение следующих задач:

1. Установление единых подходов к оформлению документов разрешительного характера и стандартизация услуг, которые предоставляются территориальными (местными) органами исполнительной власти путем разработки, утверждения и внедрения системы унифицированных документов.

2. Обеспечение прозрачности процедур выдачи разрешительных документов и ответственности субъектов властных полномочий за счет улучшения информированности общественности по актуальным вопросам деятельности разрешительной системы.

3. Внедрение системы мониторинга качества работы разрешительных органов и оценки влияния разрешительной системы на бизнес-среду.

4. Повышение уровня компетентности специалистов, связанных с выдачей документов разрешительного характера.

Проект инициирован управлением регуляторной политики и предпринимательства главного управления экономики облгосадминистрации. На начальном этапе инициатива была поддержана проектом партнерства Канада-Украина «Региональное управление и развитие», который сопровождает процесс разработки и внедрения стратегии развития нашего региона. Более того, проект по оптимизации работы разрешительной системы на территории области отнесен к числу приоритетных для внедрения в течение 2009-2010 гг.


Иметь или не иметь?

Таким образом, видим следующие актуальные задачи: единое окно, понятные правила, достаточная квалификация сотрудников, разумные цены (желательно – по себестоимости), открытая информация.

Как ни банально это звучит, сами предприниматели должны стимулировать процесс наведения порядка в разрешительной деятельности государства – своей активной позицией, непримиримостью к различным задержкам с оформлением документов, незаконным поборам, прочим искусственным сложностям и препятствиям. Давайте позиционировать себя в отношениях с государством как предпринимательская элита!

В заключение хотелось бы отдельно остановиться на информации. В частности, речь идет о правовой информации, владение которой позволяет решать вопросы быстрее, качественнее и результативнее. Та же разрешительная система так сложна и запутана, в том числе, и потому, что предприниматель не торопится повышать свою правовую грамотность. Причем это касается не только взаимодействия с государством, но и текущей хозяйственной деятельности. Кстати, те же рейдерские атаки всегда сопровождаются предварительной глубокой юридической проработкой. Информирован, значит – вооружен (желательно только в хорошем смысле).

В XXI веке, с развитием информационных технологий и доступностью компьютерной техники, этот вопрос, казалось бы, не должен вызывать трудностей даже в Украине. Дело в цене? Не всегда. Есть несколько доступных путей и способов обеспечить себя и свое предприятие актуальной правовой информацией, кроме традиционной ранее подписки на периодические издания. Причем, нанимать для этого на постоянную работу юриста – совсем не обязательно.

Способ первый: заключить договор на абонентское обслуживание с юридической или аудиторской компанией, на основании которого регулярно можно было бы получать обзоры о новинках законодательства и тематические подборки в электронном или бумажном виде.

Способ второй: подписаться на электронные рассылки ведущих компаний, обслуживающих рынок правовой информации и наиболее популярные базы данных, например, такие как «НАУ» или «Лига: Закон». Прошу воспринимать это просто как пример и направление поиска, а не в качестве рекламы. Их сайты предоставляют доступ к базам нормативно-правовых актов, у них же есть бесплатные рассылки.  

Способ третий: поищите информацию хотя бы на сайтах Верховной Рады или Кабинета Министров. Там есть открытые и бесплатные базы нормативно-правовых актов с удобным поиском и всеми необходимыми функциями. Покупать персональную базу данных с регулярными обновлениями у многих предпринимателей просто нет необходимости. Платный доступ сейчас вводится только, как правило, к базам судебных решений, индивидуальным консультациям и заключениям экспертов, т.е. к тому ресурсу, с которым все равно сложно  разобраться без специального юридического образования.

Так что, чем больше желания и активности проявит предприниматель в повышении своей правовой грамотности, в упреждении различных юридических проблем, в т.ч. связанных с оформлением и получением разрешительных документов, тем скорее начнет выполнять свои функции «окно в Европу». Поди уже 300 лет прошло с тех пор, как первый раз открыли…

 

Виталий Лысенко, менеджмент-консультант,

управляющий партнер компании «ИС-Консалтинг»



Опубликовано в газете "ПОРТМОНЕ" 11.08.2009 г.