Что может и чего не может консалтинговая компания

Порой руководитель бизнеса, который обращается в консалтинговую компанию, надеется сразу получить «волшебную таблетку». То есть такую консультацию или решение, которое раз и навсегда изменит, как говорится, жизнь к лучшему. И не нужно будет проводить оперативки, регулярно уделять внимание мотивации персонала, постоянно повышать качество обслуживания и даже управлять будет не обязательно. Просто приедет консультант, произнесет священную мантру или заклинание и… Хотел бы я посмотреть на того менеджмент-консультанта, который это умеет, и на ту консалтинговую компанию, которая предлагает такой продукт!

 

Впрочем, есть один метод. В украинском языке это называется «магічний копняк». Без него и реформы не идут, и крокодил не ловится, и кокос не растет. Действует он следующим образом: кто-то со стороны, имеющий определенный опыт и авторитет, очень сильно замотивирует самого руководителя наконец-то уделить необходимое внимание тому, как работает компания. Например, какие у нее сильные и слабые стороны, какие внешние возможности следует использовать и каких угроз необходимо остерегаться. Кстати, последнее называется мудреным словом SWOT-анализ (от первых букв английских слов «сила», «слабость», «возможность», «угроза»), или СВОТ-анализ в нашей вольной транслитерации.

Итак, консалтинговая компания (менеджмент-консультант) может провести анализ и диагностику компании, анализ управленческой работы руководителя, определить уровень мотивации и мотивационные факторы сотрудников, оценить качество работы с клиентами. Иными словами, дать руководителю некий срез: организация или предприятие в состоянии «как есть». Нарисовать объемную картинку и составить отчет о том, что собой на самом деле представляет организация, по мнению стороннего наблюдателя. И не просто наблюдателя, а специалиста в организации управления той или иной деятельностью.

Кроме диагностики, внешний консультант или команда консультантов (если предприятие довольно большое по численности либо занимается различными сферами деятельности) могут составить план внедрения тех изменений и преобразований, в которых нуждается компания. Первоочередные мероприятия будет содержать все тот же отчет по итогам диагностики, но внедрять их можно по-разному. Или самостоятельно – только силами топ-менеджмента и активных сотрудников, или при методической и консультационной поддержке со стороны специалиста. Последнее, как правило, более эффективно для предприятия и менее болезненно для рабочего коллектива.

Консалтинговая компания или частный внешний консультант могут взяться за наведение порядка на каком-то определенном участке работы. Скажем, в продажах или в снабжении, в логистике или в управленческом учете, в правовом обеспечении или в информационных технологиях. Есть такая форма работы как «аутсорсинг». Это когда часть функций (часто даже работу целого подразделения) принимает на себя внешняя консалтинговая или сервисная компания – юридическая, аудиторская, «айтишная» и т.д. Самое сложное здесь – это гармонизировать работу, переданную в аутсорсинг, со всей остальной деятельностью компании. Часто случается, что в остальной части компании никаких изменений не происходит, а более качественная работа одного подразделения или службы просто нивелируется отставанием остальных. Но ведь результат меряют по последнему, по самому слабому звену.

Кстати, о слабом звене. Есть специальная теория и особый метод оказания консалтинговых услуг, когда консалтинговая компания приглашается для того, чтобы определить именно самое слабое звено. В этом случае используется теория ограничения систем, которая подсказывает уникальную технологию работы по выявлению и «укреплению» самого слабого звена в компании. А им может оказаться что угодно и кто угодно. Более детально с теорией ограничения систем можно ознакомиться в публикациях Э.Голдратта. Может быть, вам нужно именно это? Не уверен, что получится пригласить в консультанты самого великого гуру и автора теории, но основные принципы этого подхода применяют сегодня многие консалтинговые компании.

В заключение хочу обратить внимание еще на один важный момент. Речь идет о разделении функций между руководителем бизнеса (часто он же и собственник) и бизнес-консультантом. Как руководителю организации не всегда удается правильно поставить «диагноз» своей компании, т.к. он находится внутри и не может наблюдать за системой со стороны, так и внешний консультант не сможет заменить собой руководителя бизнеса. И даже если кто-то где-то когда-то предложит ту самую «волшебную таблетку», помните, что принимать ее придется именно вам. Поэтому лучше всего с самого начала договориться с бизнес-консультантом и закрепить это в договоре, где чья сфера влияния и ответственности.

Следует очень четко представлять себе, что если собственнику бизнеса нужен наемный топ-менеджер, то необходимо искать топ-менеджера, а если нужен именно консультант, то консультанта. А консультанта по вопросам управления, например, в Запорожье, найти достаточно просто. Звоните нам или пишите по электронной почте! 


Успешного всем консультирования!


Виталий Лысенко, менеджмент-консультант,
управляющий партнер ИС-Консалтинг