Стратегическое планирование – коротко о главном

Стратегия и стратегическое планирование. В принципе именно с этого должна начинаться любая более-менее сложная и длительная деятельность. В разных источниках найдётся более 30 методологических подходов к стратегическому планированию, которые можно творчески применить в разных сферах. Это может быть частный бизнес, сетевой маркетинг, производственное предприятие, общественная организация или политическое движение, городская или территориальная община, государство в целом. Объем, период, глубина и широта, предмет планирования в каждом случае могут быть разными. Однако, как показывает многочисленный опыт, вообще без стратегии – никак нельзя.

Стратегия – не догма, не статичное решение, принятое раз и навсегда, и не формальный документ (чтобы просто был). Её можно корректировать, дополнять, расширять или сокращать, актуализировать с учётом меняющихся внешних и внутренних факторов. Это гибкий, живой, практичный управленческий инструмент, если им пользоваться правильно и своевременно.

Стратегию нужно не просто разработать, но и обязательно применять на практике. Процесс составления стратегического плана в целом универсален. Следует только учитывать специфику той сферы деятельности, в которой применяется стратегическое планирование, а также поставленные перед собой цели. Т.е. вначале необходимо понять, зачем нужна стратегия, что с её помощью хочется решить и каких общих целей достичь. Тогда проще и понятнее окажется процесс разработки и внедрения стратегии.

Стратегическое планирование в бизнесе больше ориентировано на анализ рынков сбыта, целевых групп потребителей, конкурентов, новых технологий и прочих инноваций. Бизнес-стратегии, как правило, направлены на поиск, внедрение и использование уникальных долгосрочных конкурентных преимуществ, которые позволят бизнесу развиваться дальше. Это стратегии борьбы за рынок, за потребителей, за «место под солнцем».

Генеральный стратегический план крупные предприятия часто делят на «тематические» стратегии: стратегия развития персонала, маркетинговая стратегия, производственно-технологическая стратегия, финансовая стратегия и т.д. На основании общей стратегии разрабатываются бизнес-планы, инвестиционные проекты, стратегии и планы развития отдельных бизнесов или структурных подразделений. Собственно, как раз о бизнес-стратегиях написана почти вся методическая литература и «стратегическая беллетристика», которую можно встретить в книжном магазине или на тематических сайтах.

Стратегическое планирование в «третьем секторе», т.е. в деятельности общественной организации может быть сконцентрировано на трёх направлениях: а) стратегия развития самой организации (организационная стратегия); б) стратегия привлечения грантового и другого финансирования (финансовая стратегия); в) стратегические подходы, направления и формы осуществления уставной деятельности (стратегия общественной деятельности). При разработке стратегического плана это можно представить в виде подразделов общего документа.

Стратегия политической партии или общественно-политического движения, конечно же, преследует, прежде всего, усиление политического влияния на общество, на избирателя, расширение группы приверженцев, достижение победы на выборах. В этом собственно и состоит главное предназначение политической силы – формировать политику, влиять на развитие государства и общества, ориентируясь на ту идеологию, которой придерживается соответствующее политическое движение или политическая партия. При этом можно отдельно разработать организационную стратегию и стратегию ведения политической борьбы (участия в избирательном процессе).

Стратегия развития государства, региона (области, района) или населённого пункта (города, поселка, села) также имеет свои специфические цели и методологические подходы. Чем может обернуться отсутствие стратегии государственного развития, можно наблюдать на примере Украины (да и некоторых других стран). Ярким примером наличия и относительно успешного внедрения государственной стратегии служит Китай, где главный стратегический документ, говорят, рассчитан на 100-летний период планирования.

Спецификой стратегического планирования на уровне государства, отдельной территории или даже небольшого районного центра является то, что здесь необходимо учесть массу глобальных факторов, внешних и внутренних рисков, интересы множества различных сторон (порой, взаимоисключающие) и т.д. Это сложнейший процесс, но как опять же показывает мировой опыт и наша украинская практика, сверхважный для успешного решения ключевых политических, социально-экономических, демографических, гендерных, культурных и других вопросов.

 

Что особенного в стратегическом планировании и чем отличается стратегическое планирование (и стратегия как его продукт) от других видов или уровней планирования? Какова базовая технология или методология разработки стратегии? Кого следует привлекать в разных случаях к разработке стратегии? В каком виде или в какой форме стратегический план может быть принят? На эти и другие вопросы будем искать ответы в наших следующих публикациях на тему стратегического планирования.

 

 

© Виталий Лысенко,

управляющий партнер «ИС-Консалтинг»,

менеджмент-консультант (декабрь 2014)