Психология организационного консультирования

Организационное консультирование на нынешнем этапе своего развития может быть довольно разнообразным по формам и категориям специалистов, которые его представляют. Программисты, психологи, экономисты, бывшие специалисты по продажам, ушедшие на «вольные хлеба», просто умные люди, заразившиеся Великой Идеей Порядка. Все предлагают определенные программы улучшения бизнеса с акцентами на своей профессиональной деятельности, решения по развитию, повышению организованности и прибыльности бизнеса.

Однако, как мы понимаем, для достижения реальных результатов в работе компании недостаточно просто перейти от костяных счет и бумажных ордеров к компьютеру и 1С, от устного общения – к электронной почте и СУБД. Всем известно достаточно много случаев саботирования и работниками, и даже главным руководителем самых полезных нововведений, средств оптимизации и автоматизации работы. Часто руководитель подменяет очередными новинками научно-технического прогресса необходимость внутренних (в том числе внутриличностных) изменений, таких как изменение образа мышления, формы и содержания собственной деловой активности.
   
Отсюда одной из главных целей организационного консультирования в любой его форме, будь то коучинг, тренинговые модули, проекты по внедрению отдельных программных средств или целых систем управления, видится содействие изменению образа мышления и/или расширению управленческих инструментов руководителя, обучение новому эффективному способу действия, а также его закрепление в сознании руководителя бизнеса.
 
Консультант – это не «профессиональная добавка», призванная на время заменить или дополнить недостающие управленческие качества и способности руководителя. Задача консультанта – научить руководителя самому применять в нужный момент наиболее продуктивную форму реагирования на внешние обстоятельства, не быть одинаковым, шаблонным, не действовать «по старинке». Невозможно и нецелесообразно заставлять руководителя «копать глубже и кидать дальше», тем более что смысл управления не в этом. Скорее даже наоборот – топ-менеджеру лучше научиться работать меньше, но с большим результатом, с сохранением собственного спокойствия и здоровья.
 
Исходя из личного опыта, такой способ проведения консалтинговой работы является одним из самых результативных. Если, конечно, в виде результата рассматривать количество освободившегося времени руководителя, увеличение объемов реализованной продукции и повышение управляемости бизнеса и его прозрачности для самого руководителя. Когда такое индивидуальное развитие руководителя сопровождается нововведениями на организационном уровне, то они очень гармонично вписываются в общую архитектуру работы компании и начинают приносить бизнес-результат, а не «грузить» неподготовленные умы кажущейся сложностью.
 
Вопрос изменения образа мышления не так-то прост, как может показаться на первый взгляд. Многие бросали курить: это довольно сложно, а если не проработать истинную психологическую причину курения, то она проявится в другой форме зависимости – алкоголе, обжорстве и т.д. или просто будет провоцировать повышенную нервозность.

У руководителя есть множество внутренних причин и внешних факторов, которые способствовали формированию определенного набора стратегий поведения, индивидуальных подходов к управлению. Возможно, сейчас их использование и не приносит желаемых результатов, но руководитель не в состоянии от них отказаться по разным причинам:
- он не знает, что можно по-другому и лучше,
- он знает, что можно по-другому, но не знает, как именно это сделать,
- он пробует (возможно, и не один раз), но не получается.

Такая ситуация складывается из-за стабилизирующей инерционной функции организма, которая защищает его от любых изменений. Организм уже как-то приспособился к существованию во внешней среде (не всегда наилучшим образом), и любое изменение, без дифференциации на полезное или не полезное, воспринимает как опасность, угрозу стабильности своего существования. Естественно, защитный механизм против изменений «включается» подсознательно, противодействуя высказанному руководителем сознательному желанию изменений, преобразований, оптимизации и т.п.

Впрочем нельзя воспринимать эту функцию организма негативно. Она позволяет существовать, и ее проявление в определенной степени является нормой для любого человека. Все изменения происходят постепенно, никаких «вдруг» не бывает, нельзя проснуться с утра в понедельник и начать управлять по-новому. А если так произошло, значит, до этого момента руководителем была проведена глубокая ментальная подготовительная работа к переходу от старого образа мышления или способа действия – к новому.

Следовательно, основная задача консультанта любого направления, по нашему мнению, состоит в следующем: найти путь к продуктивному изменению образа мышления и способа действия руководителя. С другой стороны, задача руководителя в период консультирования – проявить терпение к самому себе и старание в продуктивном использовании внешнего и внутреннего ресурса для достижения сознательно поставленной цели.   


Елена Панкратова, психолог, бизнес-тренер,
управляющий партнер Консалтинговой компании
"Интеллектуальный сервисный центр" (ИС-Консалтинг, 2009 г.)