Почему не обучают персонал

До сих пор в Украине только единицы компаний вкладывают средства в системное обучение персонала. Такие компании, как правило, сразу узнаваемы по высокому уровню обслуживания. А ведь Украина собирается вступать в ВТО, в Евросоюз и, чтобы конкурировать с иностранными предприятиями, все-таки придется повышать качество обслуживания клиентов.

Увы, большинство собственников считают, что обучение – это излишество. Все, что необходимо знать работнику, он изучит самостоятельно в свободное от работы время. В течение рабочего дня персонал должен заниматься выполнением текущих (обычно срочных и бесконечно разнообразных) заданий, а не повышать свою квалификацию или читать специальную литературу.

Сложно представить себе менеджера, читающего в середине дня книгу по теории коммуникаций, не правда ли? К сожалению, еще сложнее представить себе менеджера, который будет самообучаться в свое свободное время. Такие менеджеры уже давно являются топ-менеджерами. Другой вариант решения кадрового вопроса – это увольнение «несправившихся» с работой сотрудников: рынок большой, персонала хватит. От многих рекрутеров уже слышишь жалобы, что персонал подобрать очень сложно.

В небольших городах, где особенности корпоративной жизни в крупных компаниях известны практически каждому, и того сложнее. Компании, у которых постоянно меняется персонал, вызывают только сочувствующие улыбки у клиентов. В стратегическом плане они не жизнеспособны, а вся деятельность держится на личности собственника или директора. Разве приятно Вам самим покупать продукты в магазине возле дома у постоянно разных и вечно чем-то недовольных продавцов?

Многие собственники боятся, что обученные ими работники перейдут работать к конкурентам. В этом случае компания превратится в своеобразную «кузницу кадров». Решить такой вопрос можно с помощью внедрения грамотной системы мотивации персонала (это отдельная большая тема). Необходимо не только обучать персонал, но и создавать условия, в которых полученные работниками знания и умения нужны, востребованы. Грамотный бизнес-тренер после проведения обучения обязательно даст рекомендации руководителю о том, что и как нужно сделать для улучшения работы персонала.

Например, в копании  происходят конфликты. Часто такие  конфликты проявляются в процессе обучения и там же, на тренинге, при поддержке тренера разрешаются. Предпосылками таких конфликтов могут быть, например, нераспределенные в письменном  виде обязанности сотрудников, когда в компании все делают всё. Так искусственно создается ситуация, когда конфликт возникает снова, как только персонал приступает к работе. А собственник становится похож на типичного завсегдатая знахарок: пришел – сняли порчу (читай - провели тренинг), стало легче.  Ушел в свое окружение – получил порчу обратно, пришел – сняли порчу…, и так до бесконечности.

Еще два аргумента, которые находят против обучения – это высокая стоимость обучения и «залетность» (случайное участие в судьбе персонала) многих тренеров. Следует отметить, что цены на рынке услуг по обучению и повышению квалификации сотрудников сейчас очень разнообразны, и всегда можно найти приемлемый вариант.

Второй момент более сложный – это гастроли. Тренер быстро приехал, быстро обучил и быстро уехал. Стандартная программа, стандартные ситуации. Никакого дотренингового или послетренингового обслуживания нет, никаких консультаций с руководителем тоже нет, индивидуальный подход отсутствует. Часто все это действительно нужно. Здесь лучшим вариантом будет, конечно, комплексные услуги – когда консалтинговая компания может поучаствовать не только в решении вопросов повышения квалификации персонала, но и помочь в решении других вопросов, необходимых для закрепления этой квалификации.

Предлагаем сосредоточиться на таких вопросах: построение корпоративной культуры, стратегическое планирование, делегирование полномочий, распределение зон ответственности, то есть именно то, что нужно компании. Тогда и результаты обучения попадут в благодатную почву.

И последний типичный аргумент против обучения. Это отсутствие средств на обучение персонала. Здесь вопрос только в расстановке приоритетов. Если собственник не хочет ежедневно считать недополученную прибыль по причине плохого обслуживания клиентов,  постоянно платить за исправление ошибок своего персонала, тратить свое время на контроль, а нервы – на раздачу ценных указаний, то средства найдутся. Тем более, что намного эффективнее устранить причину, а не залечивать симптомы.

Вывод из вышеизложенного следующий. Трудностей на пути роста собственного бизнеса достаточно и профессиональный персонал может очень сильно помочь в их преодолении. Квалифицированный персонал на рынке труда стоит дорого и не всегда доступен. Поэтому проще обучать своих сотрудников, но делать это - грамотно, расчетливо и комплексно.

Успешных Вам решений!

 

© Панкратова Елена, бизнес-консультант,

Управляющий партнер компании

 

 
Опубликовано в газете "Ориентир" № 10 (476), 16 марта 2007 г.