И словно мухи тут и там бродят слухи по домам…

 
«И словно мухи тут и там бродят слухи по домам…»
(В.Высоцкий)

 

Слухи в трудовых коллективах возникают чаще всего под воздействием тех же факторов, что и в обществе в целом. Первый фактор – информационная закрытость и/или манипуляции с информацией. Второй – склонность людей к преувеличению и фантазиям в принципе. Третий – непринятие своевременных мер по предотвращению их распространения. Причем в последнем случае часто самой эффективной мерой будет огласить слух, обнародовать в открытую. Тогда слух превратится в информацию – достоверную или ложную. Как слух «это» перестанет существовать, а через пару дней все обо всём забудут.

 

Борьба со слухами состоит из трёх этапов: предотвращение слухов, использование слухов, пресечение и ликвидация последствий.

Лучший метод предотвращения слухов в коллективе сотрудников (работает безотказно, неоднократно проверено на практике) состоит в следующем:

1. Поставить сотрудникам конкретные задачи, установить показатели и критерии оценки результатов работы, определить эффективную систему мотивации.

2. Еженедельно проводить 30-минутные совещания – подведение итогов за неделю; обсуждение сомнений, трудностей, достижений; планирование работы на следующую неделю. При этом поощряйте открытый информационный обмен, привлекайте сотрудников к совместному поиску решений.

3. Вовлечь всех работников в активную работу по достижению целей компании (не путать с ВБД – видимость бурной деятельности !).

Уделять внимание слухам и, тем более, умышленно порождать их будет некому, некогда и незачем.

Использование слухов:

Слухи, т.е. фантазии сотрудников, партнеров, клиентов – явление очень диагностичное. По характеру слухов, их динамике можно понять, чего людям не хватает или что у них – в избытке (например, много свободного времени или много бестолковых занятий). Соответственно слухи – это очень ценный источник информации для руководителя, которую нужно использовать «себе на пользу» (каламбур).

Слухи часто порождает неадекватное поведение руководителя. Подумайте, что необходимо изменить в своем стиле управления, во взаимодействии с партнерами, клиентами, в методах работы с персоналом.

В ответ на «плохие» слухи можно распространить «хорошие». Да еще и подкрепить их полезными решениями и действиями (полезными для персонала и компании в целом).

 

Пресечение слухов и ликвидация последствий:

Самые вредные слухи, которые не стоит оставлять без внимания, - это слухи о скором закрытии фирмы, продаже, перепрофилировании с сокращением персонала, снижении зарплаты и т.п. Как правило, такие «глобальные» слухи просто так не распространяются. Или для таких слухов есть  объективные причины, или это происки конкурентов.

Лучше всего сделать так: соберите людей, для которых данный конкретный слух не безразличен и открыто с ними поговорите. Если на фирме что-то действительно не в порядке (или будет не в порядке в ближайшее время), то намного эффективнее для руководителя будет напрямую выслушать сотрудников и достоверно рассказать о том, какие меры по улучшению ситуации предпринимаются.

Договоритесь с персоналом, как дружить «за», т.к. в противном случае они могут без вас договориться дружить «против». Это лучше, чем ожидать , когда сотрудники, руководствуясь слухами,  в т.ч. беспочвенными, начнут увольняться или саботировать работу.

 

Для работы со слухами нужно создать специальный отдел. Потом создать отдел для контроля работы Отдела по работе со слухами. Через время – отдел, координирующий работу двух первых отделов, комиссию по проверке работы отделов и т.д.ШУТКА.

 

Если слухи «ходят» среди персонала компании, то работать с ними должен отдел по управлению персоналом. Можно дело поставить на научную основу и задействовать в этой работе психолога. Причём работать нужно не столько с самими слухами, сколько со стилем и методами управления, исполнительской дисциплиной и корпоративной культурой. Если слухи распространяются в окружающей среде (партнеры, клиенты) и это начинает негативно сказываться на рыночной позиции и доходах компании, то активно должны поработать имидж-мейкер, отдел маркетинга, топ-менеджеры.

Распространением слухов, особенно в отношении крупной (системной) компании, могут заниматься также конкуренты или так называемые «рейдеры». Здесь все намного сложнее и, может быть, опаснее, чем при обычных «бытовых» слухах. Системный слух – это уже элемент недобросовестной конкурентной стратегии или тактики. Соответственно  подходить к вопросу следует посерьезней – стратегически или тактически (по ситуации). Опять же – учитывайте риски. Может ли реально тот или иной слух повредить компании? Не боритесь почем зря с ветряными мельницами.

Слухи лучше не опровергать «тупо, в лоб», т.к. это часто воспринимается как оправдание,  а вытеснять другими слухами, работающими себе на пользу, или приводить неопровержимые простые и единообразно воспринимаемые факты.  Кстати, если источник и автор слухов достоверно известны, то никто не отменял и судебные средства защиты. В отечественной юридической практике (и региональной, и общенациональной) есть очень интересные примеры…

Стоить «Программа по борьбе со слухами» будет в зависимости от характера, масштабов и вредности слухов или рисков – по-разному. Для одного случая достаточно 30 минут рабочего времени руководителя и нескольких ключевых сотрудников, для другого – маркетинговый бюджет за полгода.

Кстати, ходят слухи, что г-н Сорос как-то в шутку или в серьёз хвалился, что с помощью биржевых манипуляций и правильных слухов он может «завалить» экономику практически любой страны мира. Вот такая вам информация к размышлению…

© Виталий Лысенко, бизнес-консультант

 

 Публикация в газете "Экономические известия", февраль 2007